Український стартап 3D UTU створив перший в Україні будинок на 3D-принтері для сім'ї загиблого захисника з Ірпеня під Києвом. Про це 19 липня у Telegram проінформував віцепрем'єр-міністр з інновацій, розвитку освіти, науки і технологій – міністр цифрової трансформації Михайло Федоров. За його словами, російські окупанти знищили будинок сім'ї Ярослава Березова під час окупації Ірпеня у 2022 році, а сам військовий загинув у боях за Бахмут у Донецькій області того самого року. "Нове житло для сім'ї захисника побудували за допомогою 3D-принтера від українського стартапу 3D UTU, – написав Федоров. – Будинок площею 130 м² звели всього за 58 мотогодин, а це приблизно дві доби роботи принтера. Учора дружина й діти безкоштовно отримали ключі від помешкання". Як зазначив віцепрем'єр, таке будівництво – це "не лише про швидкість та економічність". "Ця технологія також дає можливість зводити енергоефективні та більш екологічні будинки. Це робить її ще

На заметку стартаперу. Почему не все стартапы одинаково успешны?


Для того чтобы стартап был замечен инвестором, он должен отвечать определенным требованиям и попадать в фокус интересов конкретного фонда или бизнес-ангела. Так считает Михаил Рябоконь, руководитель украинского представительства компании Noosphere Ventures и сооснователь Noosphere Engineering School.

"Инвесторы не «всеядны». Они обладают собственной экспертизой зачастую в нескольких сферах.

Прежде всего, проект должен решать реальную проблему. Например, если "котику дома скучно, пока я на работе" – это надуманная проблема, она лишь в голове у создателя. В то время как задача "успеть нанести артиллерийский удар быстрее, чем противник", – более чем реалистична.


Также проекту нужна конкретная аудитория. Продукт не может быть полезен всем. Чем четче сегментирован потребитель, тем понятнее его "боль". В Кремниевой долине, к примеру, существует градация: painkiller & vitamin. Витамин – это продукт, которым приятно владеть. Витамины могут быть популярны. Но их популярность легко "перебивается" другим, более модным витамином. Если же мы говорим о реальном продукте, то он изначально должен стать "болеутоляющим", а его создатель – осознавать, у кого "болит" и кто его клиент.

Помимо этого, создателям стартапа необходимо обладать планом, понимать, с какого рынка начинать, куда двигаться, а главное – где точка безубыточности и роста.

Еще одно важное условие – масштабируемость. Никому неинтересно то, что востребовано для очень узкой аудитории и не подлежит локализации на других рынках. И, конечно же, успешный стартап невозможен без сплоченной команды энтузиастов, которые живут этим проектом.

При этом первая и ключевая ошибка, которую очень часто делают начинающие предприниматели, бег за массовыми продуктами. Мол, давайте я тоже буду участвовать в разработке финансовых приложений, электронного правительства и т.д. Ведь это модно! Нужен искренний ответ на вопрос "Зачем я это делаю?". Распилить грант, или потому что это модно, или действительно есть стремление решить какую-то существующую проблему и изменить мир к лучшему? Идею не может погубить ничто, кроме бездействия. Концепт электромобиля, к примеру, зародился еще в XIX веке, но в серийное производство вышел только спустя два столетия. Едва ли эта идея была плоха тогда и стала хороша теперь. Просто нашлись целеустремленные люди, которые смогли воплотить ее в жизнь именно сейчас. Поэтому нужна конкретная цель, понимание метрик и желание работать 24/7.

Вообще, если говорить о нишах для стартапов, то рынок софтверных решений уже перенасыщен, особенно в направлении социальных сервисов и электронной коммерции. Создавать новый Facebook или eBay нет смысла. Конечно, определенный рост еще можно наблюдать в сфере Big Data и FinTech. Но постепенно акцент смещается на проекты в сфере интернета вещей и виртуальной реальности. К тому же, благодаря росту краудфандинговых площадок произошел настоящий бум hardware-проектов. Будущее за комплексными инженерными решениями. Тренд "перетекания денег" из software в hardware мы видим на примере Элона Маска: капитал, заработанный на PayPal, стал основой для построения Tesla и SpaceX. Причем эта тенденция постепенно докатывается и до Украины. Главное условие – наличие инфраструктуры, которая только начинает формироваться. Например, наша инжиниринговая школа изначально была чем-то средним между бизнес-инкубатором и стартап-акселератором, но в процессе своего развития, с оглядкой на новые потребности рынка, переросла в платформу из нескольких hardware-лабораторий в чистом виде.

В целом же предпринимателю, прежде чем просить финансирование, нужно осознать, на что будут потрачены финансы и когда вернутся вложения. Важно понимать, что инвестиции – это не заработок, а ресурс, данный взаймы. На каждый доллар инвестор желает получить два в конкретные оговариваемые сроки. Поэтому не стоит переходить в стадию активного привлечения инвестиций, если модель не апробирована, а вопросы монетизации продукта не решены. И порой предпринимателю лучше не брать деньги, пока проект не будет доведен до хорошего прототипа и стоимость его не вырастет в разы. Ведь в таком случае создатели стартапа получат больше прав и свобод, нежели их инвестор".


По материалам ресурса STARTUP NEWS

Коментарі